Личный кабинет 
начало библиотека
Антонова Алина 10 февраля 2020 18:17

«Значение личностных статусов в концепции Психотерапевтической кинезиологии.»

 «Значение личностных статусов в концепции Психотерапевтической кинезиологии.»

 

 

Антонова Алина Сергеевна

Психолог, кинезиолог

Действительный член АПК

Россия, Москва

alina.antonova@icloud.com

 

 «The importance of personal status in the concept of Psychotherapeutic kinesiology.»

Antonova Alina Sergeevna

Psychologist, kinesiologist

Active member of the APK

Russia, Moscow

alina.antonova@icloud.com

 

Аннотация: В Психотерапевтической кинезиологии мы рассматриваем 7 нормативных и 2 патологических личностных статуса. Работа с ними позволяет с разных сторон подойти к жизненным ситуациям человека. Иногда выравнивая всего один личностный статус у человека меняется восприятие всей его жизни, что позволяет ему начать жить с новым качеством жизни. 

 

Summary: In Psychotherapeutic kinesiology we consider 7 normative and 2 pathological personal status. Working with 

them allows you to approach life situations of a person from different sides. Sometimes equalizing only one personal status changes a person's 

perception of his whole life, which allows him to start having a better quality of life.

 

 

Ключевые слова: Психотерапевтическая кинезиология, нормативный личностный статус, патологический личностный статус, развитие личности, работа с целью. 

 

Key word: Psychotherapeutic kinesiology, normative personal status, pathological personal status, personality development, work with purpose.

 

 

 

В своей статье я затрону важность использования в работе такого инструмента, как «Личностные Статусы». 

Большинство людей стремится к внутренней гармонии. Каждый человек эту гармонию понимает по своему. Работая с Личностными статусами легко корректировать тему запроса человека. Задавая очень простые вопросы клиенту мы можем увидеть, как человек начинает серьезно задумываться.

Большинство клиентов не может быстро и однозначно ответить, кто такая женщина или мужчина. Дать определение личностному статусу «Я ребенок» или «Я член группы».

В различных направлениях психотерапии есть описания похожих моделей. Приведу пару примеров для понимания о чем идет речь. 

Начну я с примера о самых известные статусах/ролях в нашей жизни. Многие из нас слышали о ролевом поведении. Что один и тот же человек может выполнять десятки ролей. Мама для ребенка — родитель, мама ушедшая на работу становится коллегой, начальником, подчиненным, специалистом в своей сфере. Вернувшись домой к мужу она становится женой и любимой женщиной, общаясь со своим папой она выполняет роль дочери, с друзьями она подруга и.т.д. В каждую минуту времени человек исполняет различные роли. Все зависит от заданных условий сейчас.  Ролевое поведение — это социальная функция человека, поведение, которое ожидается от личности. Оно обуславливается ее статусом или же позицией в структуре межличностных отношений.

Известный американский психолог и психиатр Э. Берн занимался изучением социальных ролей. В своей теории он взял за основу три возможных состояния человека.

Родитель, Взрослый, Ребенок (позиции не связаны с социальной ролью, это психологическое описание стратегии взаимодействия). Он пришел к выводу, что взаимодействие будет эффективно, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: Взрослый-Взрослый, при адекватном понимании ситуации и адекватных действиях в ней. В случае пересекающихся диспозиций взаимодействие нарушается и может прекратиться: Взрослый – Родитель.

Существует много классификаций взаимодействия. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, различают три основных стиля действия:

- ритуальный – задан некоторой культурой (например, приветствие)

- манипулятивный,

- гуманистический.

Невозможно отделять одну модель поведения от другой. Если я сейчас нахожусь в позиции начальника, а веду себя из позиции ребенка, то адекватного взаимодействия с коллегами не получится. 

В психотерапевтической кинезиологии за основу взята «Психогенетическая модель личности» Ю.В Валентик. Фактически он объединил основные социальные роли человека и ролевое поведение. Часто в жизни человека наступает дисбаланс, если он не может в равных долях использовать личностные статусы в зависимости от ситуаций и потребностей в данный момент. В таком случае человеку сложно достичь своей цели. Личностный статус (ЛС)  – это часть жизни, отраженная во всех ее проявлениях в личности. Работая с клиентом только прорабатывая эмоциональный стресс не всегда дает необходимый результат. При работе с целями желательно смотреть, что у человека происходит с ЛС. Есть ли несоответствие в этих статусах, какой ЛС является приоритетным в жизни человека, а на какие сферы своей жизни человек не обращает внимания. Правильно оценив выраженности ЛС можно построить психосоциальный портрет человека и спланировать дальнейшую работу с ним.

В Психотерапевтической кинезиологии ЛС делятся на условно «нормативные» и «патологические»

Всего 7 нормативных и 2 патологических личностных статуса.

 

Нормативные личностные статусы (ЛС) – это качественно определенные части или устойчивые состояния человека. ЛС – это социо-культурное наполнение содержанием психобиологической основы человека. ЛС – это не внешние приобретения, а развитие внутренних психобиологических образований человека. 

Основные нормативные личностные статусы: «Я»-телесное, «Я»- ребёнок, «Я»-мужчина/женщина, «Я»-партнёр, «Я»-родитель, «Я»- профессионал, «Я» – Член групп. 

ЛС «Я – Телесное» охватывает телесные функции, физическое здоровье, заботу о себе и собственное сохранение, способность самостоятельно обеспечить условия для жизни своего организма, умение сознательно взаимодействовать с ним (ограничения, контроль), стремление к телесным удовольствиям и комфорту. 

При обращающиеся людей с нарушенным весом, во время работы выясняется, что они не понимают, что такое «Я»- телесное. Для многих из них не понятно, как можно любить свое тело и заботиться о нем. При проработке данного статуса люди начинают по другому реагировать на себя. Принимают меры по улучшению своего физического состояния. Пересматривают свои диеты. Позволяют себе полюбить свое тело/себя.

ЛС «Я – Ребенок» связан с состоянием желанности и безопасности, это сфера взаимодействия с родителями или авторитетными лицами в процессе обучения или выполнения иной̆ совместной̆ деятельности, в дальнейшем этот статус развивается и проявляется в заботе о родителях. В рамках этой статусной деятельности развивается важнейшая способность к привязанности.

Все мы родом из детства — это расхожая фраза, реальная значимость которой может оцениваться не в полном объеме. При работе с ЛС «Я»-ребенок часто сталкиваюсь с привычным поведением выпрашивать, вымаливать, вести себя хорошо, чтобы что-то получить. Удобный тип взаимодействия ребенка со взрослым и зачастую , к сожалению, поощряемое родителем или окружающим социумом поведение. В дальнейшем многие люди начинают себя чувствовать  жертвами, так как не привыкли решать жизненные вопросы по взрослому. Взрослые люди по детски капризничают и очень обижаются на мир, когда он им отказывают в выполнении их желаний. 

ЛС «Я – Мужчина / Женщина» отвечает за формирование половой идентичности, сексуальности, включает принятие половой̆ принадлежности, освоение полового поведения, гендерных особенностей̆, реализацию сексуального поведения. 

Все чаще в современном обществе полоролевое поведение становится не ярко выраженным. В некоторых странах уже активно развивается поколение гендерофлюидов ( человек не определившийся в своей половой принадлежности). Некоторые родители сознательно воспитывают ребенка с возможностью в дальнейшем ему самому определиться с полом.

ЛС «Я – Партнер (муж / жена)» развивается в сфере семейной жизни: это создание своей̆ семьи, взаимодействие с супругом или супругой в собственном «гнезде». 

Отношение к семье и браку претерпевает большие изменения. Существует много вариантов брака и семейных отношений, что на прямую влияет на формирование данного ЛС.

ЛС «Я – Родитель» включает в себя родительские функции, взаимодействие с детьми, их воспитание, получение удовольствия от собственного родительства. 

Например: Люди родившие ребенка много и часто говорят о том, как им тяжело быть родителем. Чем они пожертвовали ради появления на свет ребенка, от чего оказались в жизни. Их собственные дети вызывают раздражение и не понимание. Некоторые из них честно признаются себе в том, что так и не полюбили своего ребенка. 

ЛС «Я – Профессионал» охватывает профессиональную сферу, выбор и освоение специальности, профессиональный рост, контакты на рабочем месте с коллегами, подчиненными, начальством, получение удовлетворения от своей профессиональной деятельности. 

ЛС «Я – профессионал», казалось бы очень понятная категория. Однако в работе часто выясняется, что люди смешивают разные понятия и состояния. Например: становятся «профессиональной женой/мужем». С одной стороны в этом нет ничего плохого. Человек стремится к совершенству. Старается быть лучшим для своего партнера, но зачастую это переходит в грань, когда жена «профессионально» готовит/убирает/воспитывает детей, но совершенно эмоционально становится выключенной из супружеских отношений. «Я профессионал» — это человек уверенно и четко выполняющий свою работу на работе. К другим категориям это не имеет отношения. 

ЛС «Я – Член групп» в основном отвечает за связи с различными сообществами, со своими сверстниками, с земляками, с соотечественниками, с людьми своей национальности. 

Работая с данным ЛС нельзя не до оценивать его значимость. Человек может не принимать свою принадлежность к национальности, пытаться себя вести не свойственно данной этнической группе. По факту человек обманывает себя, не принимает себя тем, кто он есть. 

 

Я перечислила семь «нормативных» ЛС. Желательно, чтобы все они в равных долях были развиты у человека. Основными условиями формирования личности являются: проживание в обществе, овладение языком, развитие мышления и самосознания, структурирование личности в соответствии с определенными этапами жизненного цикла человека, в процессе его взаимодействия со значимыми для него лицами. Все это влияет на гармоничное формирование ЛС. 

Существуют два вида патологических ЛС. «Я аддиктивное» — это зависимость от алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ. «Я аутоагрессивное» — эта часть личности направлена на самоуничтожение человека.  Если обратившийся к нам клиент имеет большие показатели по одному из этих ЛС или же обоим, то в первую очередь необходимо проработать все, что связанно с двумя этими показателями. Иначе человек может наладить отношения с начальством, но не перестать вести себя аутоагрессивно, что в любом случае приведет к плохому исходу. 

Работая со статусами мы всегда должны обращать внимание на самое необходимое. Объяснять клиенту значимость происходящего и последствий. Безусловно мы всегда исходим от потребностей самого человека и выбор всегда остается за самим клиентом. Наша задача в данном случае показать, что с ним происходит, что возможно скорректировать, проработав ЛС.

Как данное соотношение ЛС, влияют на жизнь самого клиента. Прорабатывая ЛС многие клиенты делают много открытий о себе. Становится понятно по какой причине до этого не удавалось достигнуть поставленных целей, что имеет смысл проработать, а какие сферы необходимо развивать в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Эрик Берн «Люди, которые играют в игры». :Литур, год 1999.

А.Г.Маклаков «Общая психология».: Питер 2016

И.К . Чобану «Основы психотерапевтической кинезиологии».: Москва 2014

https://www.psychologos.ru/articles/view/rolevoe-povedenie

https://e-reading.mobi/chapter.php/1034490/7/Meyzhis_−_Socialnaya_psihologiya.html

 


Смотри также
Стресс

Канадский ученый Г. Селье первым определил стресс как состояние напряжения, представляющее собой стандартную реакцию организма на любое неблагоприятное воздействие.

20 января 2019
Проверка на стресс или что такое кинезиология

Кинезиология развивается с 30-х годов прошлого столетия, а вот в Россию она пришла сравнительно недавно. Чуть более 10 лет назад в Профессиональной Психотерапевтической Лиге была открыта секция психотерапевтической кинезиологии, через 2 года это направление было признано официальным методом психотерапии. И только с 2012 года в Институте кинезиологии проводится обучение специалистов. Давай разберемся, что такое кинезиологии и как это работает.

05 марта 2019